Команда Step by Step постоянно растет. Но присоединяются к ней только люди, объединенные общими ценностями и любовью к тому, что делают. Реклама. ИП Зарубина О.С. ИНН 770401830764.
Сначала нужно понять, что ребенку нравится. Недостаточно пройти несколько карьерных опросников, нужна практика.
Она мечтала поступать в Строгановку, но родители сказали то, что говорят
в таких случаях 99% пап и мам: художник — это не профессия, а хобби.
Во главе угла — ребенок. Не должно быть никакого насилия. Если он способный, он придет к цели.
Во главе угла — ребенок.
Не должно быть никакого насилия. Если он способный, он придет к цели.
Она мечтала поступать
в Строгановку, но родители сказали то, что говорят
в таких случаях 99% пап
и мам: художник — это не профессия, а хобби.
Сначала нужно понять,
что ребёнку нравится. Недостаточно пройти несколько карьерных опросников, нужна практика.
Проект Step by Step, запущенный Ольгой Зарубиной в 2022 году, создает индивидуальные образовательные стратегии. Помогает определить форматы, а главное ― сопровождает на всем этом пути. Со стратегиями ведь такое случается: презентация красивая, но как, чьими руками воплотить эту красоту в жизнь, решительно непонятно. В случае Step by Step понятно все: в команде ― менторы, психологи, карьерные консультанты, специалисты по выбору образовательных траекторий, преподаватели по всем предметам и на любых языках, академические аналитики, которые отслеживают не только чему, но и как учится ребенок.
Самое главное: прежде чем начать моделировать с ребенком его будущее, в Step by Step глубоко исследуют его внутренний мир, увлечения, привычки, взаимоотношения с окружающими. Используют методики тьюторского подхода, коучинга, психологии, педагогики. «Сначала нужно понять, что ребенку нравится, ― объясняет Ольга. ― Потом — проверить гипотезу. Недостаточно пройти несколько карьерных опросников, нужна практика». После практических проб гипотезу уточняют. Только так можно прийти к действительно осознанному выбору учебного заведения вместо «стану фитнес-тренером, потому что люблю ходить в тренажерный зал» или «пойду в трейдеры, как мой дядя». Будущий инженер-проектировщик, например, с помощью Step by Step узнал все об этой профессии, создал первый элемент электрической схемы, поговорил по душам с инженером-электроэнергетиком, встретился со студентами Бауманки, МАИ, МЭИ, МГСУ, побывал на днях открытых дверей и теперь ждет не дождется, когда поступит в «номер один» своего вишлиста ― МЭИ.
Или еще один пример: из запроса ребенка «IT, но чтобы не скучно» сложилась конкретная стратегия ― получить фундаментальное образование на стыке математики, экономики и программирования, пройти стажировки в мультиотраслевых IT-компаниях, чтобы потом оказаться в консалтинге, где работают с задачами разной природы, но на одном языке — языке технологий.
«В школе я никогда не испытывала ни ощущения успешности, ни счастья от учебы. Всегда была глубоко возмущена тем, что все дети как будто должны быть определенным образом одинаковыми, чтобы к ним хорошо относились», ― рассказывает мне человек, который в итоге построил успешную образовательную компанию, сам до сих пор очень много учится и делает упор именно на персонифицированные, «ребенкоцентричные» услуги.
Пробы, рефлексия, новые пробы ― это, как ласково называет их Ольга, «бусинки», которые затем нанизываются на нитку мотивационного письма, которое прикладывается к документам при поступлении в зарубежные вузы. Когда семья или ребенок идут в консалтинговую компанию с задачкой «надо поступить в хорошее учебное заведение», эти «бусинки» нужно принести с собой. Но их же нужно откуда-то взять. В худшем случае, взрослые выдумают за ребенка. Многие компании ― это не секрет ― так и делают: сочиняют за клиентов красивую историю, об этом «Нетфликс» даже снял фильм Operation Varsity Blues: The College Admissions Scandal. Приемная комиссия может сходу раскусить подлог. Или временно купиться на фейк. Но ведь все равно, выдумывая интересы за ребенка, обманываешь в первую очередь его самого. «Такой подход не соответствует нашим ценностям, ― говорит Ольга. ― Мы честны с собой и с ребенком».
В семь лет вместе с родителями она приехала в Москву из сибирского Ангарска. Сменила шесть школ. В первых двух столкнулась с серьезным буллингом. Обстоятельства были схожие: в нее влюбились два мальчика из «привилегированных семей». Стеснительная девочка Оля не ответила им взаимностью, мальчики, не зная, как еще выразить свои чувства, принялись над ней издеваться, а учителя, не желая портить отношения с родителями, встали на их сторону. «Я до сих пор не могу понять, как педагоги могли быть настолько жестокими», ― вспоминает Зарубина. Потом была еврейская школа ОРТ на Новослободской, где она потихоньку «начала выправляться». Но затем снова «ошибка» ― экстернат за компанию с приятелем (хотелось сэкономить год). Требовалась высокая степень самоорганизации, при этом никому не было дела до учеников. «К счастью, в это время у меня появилось несколько частных преподавателей, а по литературе был просто фантастический — я тогда прочитала все из программы 9–11 классов». Это был первый и во многом определяющий для Ольги опыт персонального подхода в обучении.
Она мечтала поступать в Строгановку, но родители сказали то, что говорят в таких случаях 99% пап и мам: художник ― это не профессия, а хобби. Ольга прислушалась и поступила в Иняз имени Мориса Тореза на международные отношения, проучилась полтора года и решила ехать в творческий вуз в Канаду. Но накануне отъезда поняла, что любит своего друга, с которым знакома с тринадцати лет. Теперь Антон Буздалин, венчурный инвестор, основатель «Еаптеки», один из акционеров сети аптек «А5», ― ее муж. В Канаде Зарубина задержалась недолго ― сердце рвалось в Москву. Вернулась, окончила искусствоведческий факультет МГУ. С Антоном у них трое детей.
Переоткрыла для себя образование Зарубина во время пандемии. Когда все заперлись дома и обложились кулинарными книгами, она принялась штудировать историю архитектуры. Сначала европейской, потом японской. Дальше взялась за Латинскую Америку и тамошние древние народы. Следом переключилась на историю северного Возрождения. Взяла лучших педагогов, составила индивидуальную программу. «Я была в восторге от этого процесса. Не могла оторваться. В день было по шесть часов занятий. Все эти лекции, конспекты ― это был такой кайф!» Это еще нельзя было назвать персональной стратегией, скорее ― восполнением дефицита знаний. Но именно тогда Ольга получила мощнейший прилив вдохновения.
Понятие стратегии появилось спустя несколько месяцев, когда Ольга, напуганная школьной удаленкой, забрала детей на домашнее обучение и стала строить для них персональную программу. Тогда и начала задумываться о том, чтобы делать подобное для других детей. Сначала ей виделось, что во главе процесса может стоять супермегапедагог, который видит целиком всю картину и обладает экспертизой для решения любых образовательных задач. Однако быстро стало понятно, что один человек не может обладать таким количеством знаний по всем направлениям. Если только это не исключительный человек. Именно с таким она и познакомилась. Павел Кузнецов учился во многих странах, двадцать лет работает с международными образовательными проектами, у него степень магистра Университетского колледжа Лондона в области исследования высшего образования. Потом к Ольге и Павлу присоединились такие же подвижники ― сейчас в команде 45 сотрудников (пятеро ― доктора наук) и около 200 педагогов-предметников и экспертов из различных профессиональных индустрий.
Интересно, что с самого начала Зарубина не стала подходить к своему проекту как к продукту. Не проводила фокус-группы, не исследовала потенциальную аудиторию ― хватало внутренней уверенности в том, что индивидуальные образовательные стратегии будут востребованы. «Бывает, у человека есть какая-нибудь потребность. Ну скажем, бегать по утрам или обязательно увидеться с кем-то. Если этого не произойдет, ему будет плохо. Вот у меня было такое же чувство: если я не попробую, мне будет плохо».
Впрочем, некоторые из ее убеждений претерпели трансформацию. Например, изменилось отношение к селективным школам и вузам вроде университетов Лиги плюща и им подобных. «Я была ярым противником этой системы. Когда мы начинали, работали исключительно с подростками. Но в возрасте 13-15 лет ребенок уже имеет то, что имеет, подготовиться к поступлению в университет Лиги плюща, если ты не начал делать это раньше, ― практически невыполнимая задача. А раз невыполнимая, я считала, что не нужно ориентироваться на эти заведения».
Когда компания расширила линейку услуг для детей от шести до восемнадцати, стало ясно: если с ребенком начать заниматься с шести лет, его можно подготовить к поступлению в самые престижные вузы. Главное ― внимательно следить за прогрессом и корректировать стратегию в процессе работы. Но все равно во главе угла ― ребенок. Не должно быть никакого насилия. Если он способный, придет к цели.
Методологию Step by Step Ольга обкатывает на собственных детях.. Результаты ее вдохновляют. Старшая дочь училась в британской школе Sevenoaks, в этом году поступила в университет Central Saint Martins. Средний сын — тоже в Sevenoaks, сдает GCSE и начинает программу «Осознанный выбор университета» в Step by Step. Младшему ребенку шесть с половиной, он завершает первый год в английской школе и уже год занимается в SbS. «Для таких маленьких детей стратегическое сопровождение играет невероятно важную роль, потому что позволяет строить действительно амбициозные планы на будущее образование, ― рассказывает Ольга. ― Для того чтобы в 14-15 лет говорить о поступлении в престижные вузы, готовиться нужно начинать с 3-4 лет, тогда подобный вызов будет для ребенка посильным и интересным».
Самым юным подопечным Step by Step ― шесть, самому взрослому ― сорок пять. Это папа детей, с которыми занимались педагоги компании и которому очень понравилась составленная программа. Успешный, состоявшийся человек, который давно задумывался «о пробуждении интересов, которые были в спячке более двадцати лет».
У юных клиентов запросы самые разные. Иногда в Step by Step приходят только за академическими занятиями. Была девочка, которой очень нравилось шить, ― ей организовали занятия с педагогом по кройке и шитью, почти что индивидуальную Британку. Кому-то составляли курс по программированию. Есть дети, чьи родители хотят развивать в них «мягкие» навыки, такие как самостоятельность, умение учиться, дружить. Есть дети с нейроотличиями и поведенческими дефицитами, которые нужно восполнять. Школа, в том числе российская, с этим часто не справляется.
Бывает, родитель приходит и почти плачет: «Ребенок ничего не хочет». Год назад был подобный случай: парню шестнадцать, школу прогуливает, оканчивать ее не собирается. Педагоги Step by Step начали с ним заниматься, и у них получилось его «зажечь». Человек, привыкший считать себя «каким-то не таким», понял, что с ним все нормально. Теперь поступает в американский колледж.
Какая бы задача не ставилась, к ребенку и педагогу всегда прикрепляется академнаставник. Он занимается формированием образовательных программ и должен довести ребенка до образовательного результата ― в том темпе и тем способом, которые ребенку комфортны. По пути постоянно делают контрольные замеры. Все онлайн-уроки транскрибируются, затем анализируются: сколько было поддерживающей обратной связи от педагога, как часто ребенок отвечал, было ли необходимое количество перерывов, соответствовали ли задания необходимому уровню сложности. Не просто «пришли, позанимались, ушли, вроде классно было» ― каждое занятие должно помогать достичь образовательного результата. Еще недавно проанализировать такой объем информации было фантастикой, но с появлением ИИ контроль качества становится обычной процедурой.
Грустит ли сама Ольга, что не пошла много лет назад в Строгановку? Что на ее пути не встретилась компания стратегов Step by Step, которая помогла бы ей распознать ее истинную страсть? «Я предпочитаю не оглядываться назад, ― говорит она. ― Огромное счастье, что у меня есть этот проект. Я получаю такое удовольствие от самореализации, что готова была бы пройти весь этот путь еще раз».
Даже несмотря на собственный непростой школьный опыт, она уверена, что образование может и должно приносить счастье. «Мы так много времени уделяем сначала образованию, потом работе! Если ни то, ни другое не приносит удовольствия, ощущения того, что ты самореализуешься, это катастрофа. В детстве такое пережить проще: мы на многое смотрим наивными глазами, “надо значит надо”. А во взрослом возрасте, когда человек занимается нелюбимым делом, ― это трагедия. Думаю, если в школе человек учится с интересом, то в будущем будет знать, как получать удовольствие и от работы». А кто его научит получать удовольствие от учебы, вы теперь знаете.