Феи, волшебницы
Главные свадебные стилисты Москвы о том, как правильно подойти
к выбору платья и зачем вообще они нужны на чужом празднике жизни.
Главные свадебные стилисты Москвы о том, как правильно подойти к выбору платья
и зачем вообще они нужны на чужом празднике жизни.
Церковь Богоявления Господня в Суздале.
В Америке после пандемии, когда все бракосочетания вынужденно были на паузе, ― бум свадебных стилистов. Несколько редакторов Vogue ушли в этот сегмент, организовали свои сервисы. В Москве такое возможно?
Экс-директор отдела моды «Татлера», создательница марки CESTRX
Возможно, конечно, но о важности такой услуги надо побольше говорить. Еще несколько лет назад наши девушки даже не знали, что им это доступно. Какая раньше была вилка? Либо ты смотришь в «Татлере» на фотографии невесты, которая заказывает три кутюрных платья Valentino и Elie Saab по цене чугунного моста. Либо идешь и покупаешь готовое платье в свадебном салоне, может быть, даже неплохое. То есть либо очень дорого, либо стандартно. А сейчас другая тенденция. Появилось поколение молодых предпринимателей, у которых есть бюджет. Недостаточный для заказа кутюра, но он есть. Свои деньги эти люди заработали сами, и сами решают, как праздновать, не подстраиваются под вкусы старшего поколения. Они хотят уникальную свадьбу, не как у всех. Это касается и наряда невесты ― хотят, чтобы было модно, креативно, нестандартно.
Твоим первым подобным опытом была работа с Сашей Жарковой, да?
Да, два года назад. Как потом рассказывала Саша в интервью «Блюпринту», было несколько знаков, что нам стоит поработать вместе. Но решающим стал момент, когда Саша купила номер «Татлера» с обложкой, на которой была модель Женя Катава в фате Mercury Bridal и подиумном платье Louis Vuitton. Ту съемку стилизовала я, она правда получилась прикольной. Короче, у нас с Сашей все сложилось. В соцсетях это окрестили «турбосвадьбой» ― мне тут же позвонили подружки еще одной невесты: им захотелось подарить «стайлинг от Ренаты Харьковой» своей подруге.
В этом году ты одевала Дашу Аракелян. Расскажи, как это было.
Ее свадьбу организовывало агентство Feerique ― то же, которое работало над праздником Саши Жарковой. На регистрации невеста была в платье Wed Studio. Это модный, прорывной лондонский бренд. Он появился в 2019-м, и с самого начала стремился встряхнуть консервативную свадебную индустрию. Создатели марки Эми Трин и Эван Филипс когда-то вместе учились в Сент-Мартинсе. Как и я сама, кстати. У них нет офиса, но можно забронировать встречу в разных точках мира, они постоянно перемещаются. Даша поехала к ним в Лондон с мамой и бабушкой. У платья был длинный шлейф, но мы его серьезно укоротили, чтобы было удобно. Тем более что в день регистрации шел дождь. Из аксессуаров выбрали кафф Rushev, серьги Anissa Kermiche и туфли Rene Caovilla. В волосах у невесты были цветы. Мейк делала Фариза Родригес, волосы ― Дима Абрамович, с которыми я постоянно работаю.
За сколько времени стоит обращаться к стилисту?
С Сашей мы начали готовиться всего за три месяца до свадьбы, но у нее уже были наметки и некоторые договоренности с брендами. Мне удалось все это связать воедино, приложить свою руку и с нуля собрать образы на регистрацию. В том числе и жениха. А с Дашей мы засуетились еще в январе, за восемь месяцев. Но и это по западным меркам очень поздно. Когда мы позвонили в Vivienne Westwood, где нам хотелось заказать главное свадебное платье, там удивленно спросили: «Вы же говорите про следующее лето, да?» За срочность в Wed Studio в итоге пришлось доплатить 15%, а в Vivienne Westwood нам просто повезло: Даша попала в их размерный ряд, поэтому они шили платье более или менее по своим лекалам. Заново «строить» наряд под человека отнимает у команды огромное количество времени. В большинстве популярных брендов уровня Danielle Frankel надо вставать в очередь за год-полтора. Другое дело, что сейчас много классных локальных марок, которые точно все успеют, и это будет не так дорого стоить.
Второе платье для Дашиного afterparty вы как раз шили в России.
Да, в Rasario. Но не стандартное, не просто из свадебной коллекции. Оно получилось совершенно другим: длина, расположение воланов, встроенная мини-юбка ― большая работа ателье и наша с Дашей. Мы и с Сашей Жарковой сделали так: переосмыслили уже имеющуюся модель. Например, у бренда в лукбуке есть платье с пышной юбкой в пол, а у нас оно ― мини. Перед вторым платьем всегда предусмотрена смена мейка, прически, аксессуары к нему тоже требуются иные. В любом случае, когда вы берете правильного свадебного стилиста, образ никогда не будет «как в лукбуке».
Зачем еще сегодня свадебный стилист, если выбор брендов настолько огромный?
Именно поэтому он и нужен. Нужен человек, который будет за тебя принимать решения и обеспечит психологический комфорт. Который точно знает, как и что поведет себя в определенной ситуации. Плюс стилист задействует все свои связи, часто международные, чтобы все, что нужно, было доставлено в срок. К примеру, подходящей для свадьбы обуви в России просто нет, давайте это признаем. Особенно если речь идет о нестандартных размерах. Вот у Даши 35-й – куда ей бежать?
Ты говоришь, что от стилиста ждут решения. Не является ли это давлением?
Да, важно, чтобы со стилистом было комфортно, но от нас всегда ждут именно решения. Оно не должно быть жестким или токсичным, но оно должно быть. Когда начинается: «Ох, ну я не знаю, можем так, а можем сяк» ― это плохо. К тебе идут не за тем, чтобы ты говорила: «Я нашла десять классных платьев». Любая невеста может сделать это сама. У опытного стилиста есть насмотренность, навыки ресерча, понимание уместности. И конечно, стилист очень тесно общается с клиентом. Когда за платья отвечает свадебное агентство (такое тоже бывает), не возникает настолько личного контакта.
Что еще входит в do’s и don’ts стилиста?
Казалось бы, логистика не входит в мои задачи, но все равно получается, что ты вовлечен. У меня есть связи с модными марками, возможность попросить что-то ускорить или сделать что-то необычное, помочь с международными переводами. Это совсем не то же самое, что сделать невесте презентацию. В реальности ты знаешь, что в одном модном Доме тебе точно сошьют платье за такой-то срок, в другом точно все переделают столько раз, сколько нужно, и не будут бурчать. А в третьем точно не сошьют с первого раза фату, которую хочешь ты, а сошьют как умеют ― и надо будет переделывать, но в итоге все будет хорошо. Или например, надо учитывать, что в том же Vivienne Westwood платный прием. Интересная штука, мы к этому не привыкли. Еще стилист знает, как переосмыслить платье, а главное ― кто за это возьмется. Хотя бы то же платье Wed Studio, у которого мы для Даши укоротили шлейф ― у меня есть знакомые швеи, которые умеют работать с кутюрными вещами.
Правильно я понимаю, что стилист работает не только с невестой, но и с организаторами ― чтобы понять, какое настроение будет у свадьбы, попасть в интонацию?
В идеале ― да, потому что учитывается все: место торжества, свет, насыщенность программы. Но я работала с самой Дашей и ее женихом ― при огромной поддержке Артема и команды Feerique. Они так же, как и я, готовы включиться в не свои задачи, подстраховать и помочь со всем. Девизом свадьбы была фраза No Сliche, то есть ничего из того, что сразу приходит на ум при упоминании слова «свадьба»: никаких этих «первый танец жениха и невесты» и тому подобного. Это должна была быть вечеринка для друзей, фан. В референсах были фэшн-фотографии, немного сказочные. Еще ребята очень любят кино.
Как считаешь, что делать с платьем после свадьбы? До сих пор не могу забыть историю про светскую даму Жанну Волкову: она и ее тогдашний муж выставили платья в почти музейных витринах в своем огромном рублевском доме.
Про витрины не уверена (смеется). Продать ― все-таки нет, думаю, хотя свадебный ресейл сегодня в мире очень популярен. Я хранила бы. Классно будет надеть платье на юбилей собственной свадьбы, его переосмыслив. Или на праздник с подругами ― так, чтобы вы все договорились достать из закромов свои подвенечные наряды, надели кроссовки и пошли веселиться. Надо относиться к платью уважительно, но легко ― как к вещи, в которой ты был очень счастлив, которая связана с воспоминаниями о чем-то веселом и классном. Ну а платье для регистрации, если оно умеренно торжественное, можно носить в обычной жизни ― надевать на коктейль или на tea garden party.
Когда ты сама будешь выходить замуж, какое платье у тебя будет?
А я давно знаю ― Khyeli. Создатель марки Ахмед Алкиели ― мой друг, он живет в Лондоне, но сам из Эмиратов. У Саши Жарковой на регистрации в Грибоедовском загсе было его платье. Ахмед давно порывается сшить мне платье невесты. Ему очень нравятся мои ноги, так что думаю, платье будет коротким или с разрезом.
От стилиста всегда ждут решения.
Оно не должно быть жестким или токсичным, но оно должно быть.
Хороший стилист работает не только
с невестой. Он учитывает все: место торжества, свет, насыщенность программы.
Владимир мухин.
Ты помнишь свою первую невесту?
Стилист, креативный директор
Конечно, это была Маша Байбакова. Она выходила замуж в Провансе ― я сразу начала с «размаха вау» и роскошного платья Giambattista Valli. Мы вместе ездили в Париж на примерки. Уж не помню, почему именно Валли, но на свадьбе такого уровня ― снимает американский Vogue, гости слетаются со всего мира ― великолепная юбка с рюшами, будто сотканная из пены, смотрелась очень уместно. Хотя в целом к рюшам я отношусь неоднозначно. Они не каждому идут и чаще всего добавляют объем. Но в случае с Машей все было красиво ― и в жизни, и на фото, и на видео.
В твоем портфолио еще и свадьба бренд-директора Beluga Кати Мечетиной.
Да, у Кати было, если не ошибаюсь, семь платьев. Целый гардероб, созданный Ulyana Sergeenko Сouture. Основное торжество тоже проходило во Франции, а потом был круиз на яхте с переодеваниями.
Столько усилий…
А как же! Но тут важно, чтобы клиент сам хотел этого и чтобы осознавал, что ему придется потратить не только деньги, но и время. У большинства моих клиенток, успешных работающих девушек, нет времени на поиск вещей, сбор чемоданов, и я их прекрасно понимаю. Иногда, возвращаясь из одной поездки и срочно собирая чемоданы для другой, я шучу, что сама взяла бы себе стилиста, потому что эти сборы занимают ну очень много времени. Часто все заканчивается тем, что надела треники и побежала. Для меня сделать съемку, организовать красивое мероприятие ― это реализация в профессии, а вот наряжать себя скорее необходимость. Но у меня, давайте начистоту, профдеформация. Плюс замуж выходят не каждый день. Катя Мечетина ― уникальная девушка. Она сделала потрясающую карьеру, у нее за плечами много ярких проектов, включая собственный, для души ― бренд столовых аксессуаров Truffle Bee. Она замечательная мама, они с мужем воспитывают восемь детей. И при этом Катя классно, самобытно одевается: в ее гардеробе очень много цвета, она женственная, мягкая, как цветок. И на свадьбу одна из немногих она выбрала очень необычный, не похожий ни на кого образ. Катя наслаждается модой. Вдобавок ей все идет ― работать с ней одно удовольствие.
А часто бывает, что работать ― не удовольствие?
Меня удручает, когда тратишь энергию, талант и понимаешь, что человеку это вообще не нужно. Многим девчонкам сегодня, как ни крути, нравится эстетика Ким Кардашьян. Ресницы, ногти, букли. Мне трудно смотреть на то, как человек сам себя уродует. Соглашаюсь, только когда вижу, что мы с невестой на одной волне. Всегда прошу мудборд, потому что ко мне обращаются, когда чаще всего уже есть какие-то наработки, выбрано агентство. Вот недавно мне девушка прислала мудборд ― дагестанская свадьба. Это было так красиво! Я с удовольствием согласилась, потому что вижу, что у человека хороший вкус.
Всегда. Например, на той самой дагестанской свадьбе предполагался сет-дизайн на тему осени: сухоцветы, георгины. Я предложила невесте: «Давай сделаем букет изо ржи, будет красиво». То есть понятно, что второй букет можно сделать более классическим, так, чтобы когда невеста будет его бросать, он полетел ― рожь никуда не полетит. Это все надо предусмотреть. Как и многое другое. Чтобы невесте удобно было танцевать. Чтобы был правильной высоты каблук. Вот сейчас я заканчиваю ремонт в своей новой квартире. И прораб мне на многое открыл глаза: «Этого я вам не рекомендовал бы делать, потому что если вы это сделаете, то случится то-то и то-то». Я понятия не имею о строительных нюансах. А невеста может не знать о нюансах модных ― стилист должен направлять, координировать. Часто ведь как бывает? По отдельности все красиво и классно. Ювелирный сет ― потрясающий, но если сочетать его с этим платьем, точно лучше убрать серьги. Сумочка супер, но в этом образе лишняя. А как ты понесешь сумку, если в руках будет букет? Чем будешь придерживать юбку, чтобы на нее не наступить? Стилист должен заранее отрепетировать все: как невеста будет позировать на съемке, с какой стороны будет выигрышнее выглядеть платье. Масса моментов.
Насколько ты вообще учитываешь общее настроение торжества?
Перед днем X невеста нервничает, у нее скачет настроение, в последний момент она может кардинально поменять свое мнение. Ты уже все подготовил, а она ― бах: «Не хочу так, хочу сяк». А это «сяк» вообще не дружит с общей концепцией торжества. Давить в этом случае бесполезно. Нужна гибкость ― у стилистов, прошедших горнило глянца, она есть. Когда, например, на съемку обложки не успели прибыть нужные вещи, и ты «переобуваешься» на лету, придумываешь новую концепцию. Здесь то же самое. Ты ― как костыль для человека, который не уверен в себе, переживает, нервничает. Поэтому стилист сам должен быть максимально стрессоустойчивым. Бывает, ты становишься мальчиком для битья. Я, как человек ответственный, очень сильно переживаю. Иногда думаю: «Зачем мне это надо?»
Что самое сложное в работе?
Очень неприятно, когда работу стилиста обесценивают. «Ой, ну и что ты тут делала?» Не понимая, сколько времени стилист потратил на ресерч, на создание презентации. Возможно, именно поэтому я стала меньше работать частным стилистом. Для многих стилист ― это пойти тусоваться, попить чаю. Если ты отказываешься, люди обижаются. Клиенты могут отменить встречу за пять минут до ее начала: «Ой, извини, всю ночь тусовалась, давай перенесем». Не вопрос ― оплати мое время, и давай перенесем. А еще многие до конца не понимают, что дает им стилист. Не понимают, что часто ты задействуешь свои связи. Например, однажды я напрягла все свои ресурсы, чтобы в Москву привезли ювелирный сет Сartier. Его доставили в бутик, он лежал отложенным на мою фамилию. Через пару недель мне звонят из магазина: «Приезжайте оплатить». Пишу клиентке: «А ты что, не выкупила украшения?» ― «А я передумала». Человек даже не удосужился меня предупредить. Еще был случай, когда клиентка забрала платье Belik, не оплатив оставшуюся треть. Конечно, я расстраиваюсь в подобных случаях. Хотя мы все не идеальные. Я в первую очередь. Уверена, что есть миллион обиженных на меня людей. Но я искренне стараюсь делать свою работу качественно.
Часто бывают разочарования?
Точно очень неожиданной. В поле, с длинным столом и свисающими откуда-то с неба лампочками. Или на воде. Потрясающая свадьба была у моей коллеги, стилиста Ани Марчковой: глэмпинг, палатки, картошка на костре. А вот у моей дочери Маши (Маша Архарова сейчас учится в университете St.Andrews в Шотландии ― Прим. ред.), подозреваю, будет что-то более традиционное. Чисто теоретически у нее может быть интернациональная свадьба, поэтому нужно будет искать место, куда смогут слететься и русские, и иностранцы. Машино платье скорее всего будет минималистичным, без кружева. На свое восемнадцатилетие она была в черном платье Vika Gazinskaya. Гладкий корсет, длина макси ― было очень красиво.
Давай пофантазируем, какой будет твоя собственная следующая свадьба?
Мне очень. Но когда выходит замуж молодая девочка, я голосую за классический вариант. Эксперименты пусть будут в ее жизни дальше.
Твоя бывшая начальница, столп издательского дома Condé Nast Карина Добротворская выходила замуж за Джефа Малгана в коротком платье Natasha Zinko и черных ботинках. Тебе понравилось?
Здорово было бы сделать какую-нибудь Ibiza style свадьбу. Хотя сегодня надо быть очень осторожным. Того и гляди обвинят в культурной апроприации, надо сто раз подумать. Вообще, если уж на то пошло, я заклеивала бы людям при входе на торжество камеры на телефонах. Первую часть мероприятия, коктейль, пусть фотографируют. А дальше ― только официальный фотограф, потом получите красивые отфильтрованные снимки. Это раньше можно было позволить себе висеть на люстре в «Симачёве» при всем честном народе. А сейчас другие времена.
А какая свадьба такой мечты как стилиста?
Когда у тебя очень навороченное, нарядное платье, макияж должен быть натуральным, аккуратным, без стрелок и всего такого. Несколько лет назад выходила замуж француженка Камиль Шарьер. У нее было прозрачное платье. Но она может себе его позволить. Почему? Для того чтобы хорошо выглядеть в прозрачном платье, надо иметь субтильную конституцию, без выдающейся груди. Прозрачность, как это ни странно, не должна привлекать внимания.
Что еще точно табу на свадьбе, вне зависимости от времени?
Когда я выходила замуж за Павла Корнилова, гости даже не знали, что приглашены на свадьбу ― думали, на обычный ужин, в загсе были только самые близкие друзья. На мне было Elie Saab из старинного кружева ― сейчас я оставила бы такое для венчания. Оно сохранилось, и я его очень люблю. Даже несмотря на то, что отношения в этом браке не сложились, у меня связаны с ним теплые воспоминания. Прекрасное было время.
Расскажи напоследок о том, в каких платьях ты сама выходила замуж?
Стилист ― как костыль для человека, который не уверен в себе, переживает, нервничает. Поэтому он сам должен быть стрессоустойчивым.
Для многих стилист ― это пойти тусоваться, попить чаю. Если ты отказываешься, люди обижаются.
Не понимают, что именно мы им даем.
Это раньше можно было позволить себе висеть на люстре при всем честном народе. А сейчас другие времена.
Рената Харькова
екатерина мухина
Насколько платье должно соответствовать месту?
Сто процентов должно. А место должно соответствовать тебе. Важно знать, кто будут ваши гости, какой будет обстановка. Если свадьба на песке, то и образы нужно продумывать без каблуков. В горах тоже своя специфика. А уже на место нанизывается каждая «бусинка». Букет, туфли, аромат. Сколько смен платьев, будет ли время переодеваться и хочешь ли ты это делать (для некоторых невест это сущее наказание). Будет ли танец жениха и невесты?
Владимир мухин.
Владимир мухин.
Владимир мухин.
От стилиста всегда ждут решения. Оно не должно быть жестким или токсичным,
но оно должно быть.
Хороший стилист работает
не только с невестой.
Он учитывает все: место торжества, свет, насыщенность программы.
Стилист ― как костыль
для человека, который не уверен в себе, переживает, нервничает. Поэтому он сам должен быть стрессоустойчивым.
Для многих стилист ―
это пойти тусоваться, попить чаю. Если ты отказываешься, люди обижаются.
Не понимают, что именно
мы им даем.
Это раньше можно было позволить себе висеть на люстре при всем честном народе. А сейчас другие времена.
читайте также