30 мая 2025
Каких выпускников сегодня ждут крутые вузы
Что нужно знать — и делать —родителям, чтобы ребенок достиг реализации во взрослой жизни, рассказывает образовательный консультант Полина Мальцева.
Что нужно знать — и делать — родителям, чтобы ребенок достиг реализации
во взрослой жизни, рассказывает образовательный консультант Полина Мальцева.
Что нужно знать — и делать —родителям, чтобы ребенок достиг реализации
во взрослой жизни, рассказывает образовательный консультант Полина Мальцева.
Об авторе
Работала консультантом в McKinsey & Company, имеет четыре высших образования, в том числе MBA Harvard Business School. Руководила проектом создания школы «Летово» и социальной инфраструктурой «Доброграда». Сегодня в своей компании EDPower обучает родителей, как развивать детей системно, ничего не упустив. Живет в Лондоне, воспитывает пятилетнюю дочь Миру.
Новые тренды и технологии могут изменить профессии
до неузнаваемости — надо уметь «пересобираться».
В любой деятельности обязательно будет куча всего, что тебе не нравится, и это надо перетерпеть.
Но преодолевать себя надо там,
где ты сам определил для себя смысл.
В современном мире люди классно реализуются во многом не за счет знаний. В большинстве профессий
все большее значение приобретают развитые навыки и сформированные черты характера.
Если у ребенка не будет ментального упорства, если он не сможет достигать значимых целей, добиваться мастерства и через это понимать,
зачем он нужен в этом мире,
он не будет счастлив.
Вузы всегда видят разницу между студентами, которых натаскали
на выпускные экзамены, и теми, в ком есть внутренняя мотивация, огонь, желание познавать.
Многие из нас выросли в семьях, где наши границы не уважали, где было слишком много «надо», и мало себя.
В результате родители, прорабатывая свои детские травмы, ставят во главу угла воспитание сердцем.
Многие из нас выросли
в семьях, где наши границы не уважали, где было слишком много «надо»,
и мало себя. В результате родители, прорабатывая свои детские травмы, ставят во главу угла воспитание сердцем.
Вузы всегда видят разницу между студентами, которых натаскали на выпускные экзамены, и теми, в ком есть внутренняя мотивация, огонь, желание познавать.
Если у ребенка не будет ментального упорства,
если он не сможет достигать значимых целей, добиваться мастерства и через это понимать, зачем он нужен
в этом мире, он не будет счастлив.
В современном мире люди классно реализуются во многом не за счет знаний.
В большинстве профессий
все большее значение приобретают развитые навыки и сформированные черты характера.
В любой деятельности обязательно будет куча всего, что тебе не нравится, и это надо перетерпеть.
Но преодолевать себя надо там, где ты сам определил для себя смысл.
Новые тренды и технологии могут изменить профессии
до неузнаваемости — надо уметь «пересобираться».
Недавно мне позвонила супердеятельная родительница: «Полина, мы готовы переехать в любую страну. Скажите, где лучшие школы, чтобы оттуда точно поступить в топовый мировой вуз, и простройте нам прямой путь». Ох, сколько раз я слышала подобные пожелания от родителей, которые думают прямолинейно: хорошая начальная школа и сильная старшая школа ― гарантия поступления в топовый вуз и хорошей жизни после него. И как часто мне приходится объяснять, что современное образование ― это бесконечные развилки. Об этом не говорят вслух, но инсайдеры знают: топовые школы, из которых раньше больше всего поступали в Оксфорд и Кембридж, потихоньку начинают проигрывать менее известным. Вузы все больше ценят разнообразие пути.

Почему так? Лучшие мировые вузы не случайно определяют свои целевые планки для абитуриентов. Им важно, чтобы дальше их выпускники были востребованы на рынке и ярко реализовались в жизни. А значит, они хотят получить студентов, которые уже обладают нужными навыками, качествами и знаниями, которые сегодня нужны для успеха и счастья.

То есть рассуждения о том, чему надо учить детей, должны начинаться с вопроса: а что нужно для профессиональной реализации в условном 2050 году? Есть несколько крупных мировых организаций, которые исследуют рынок труда. Например, The World Economic Forum каждый год опрашивает около 800 крупнейших компаний в более чем 20 секторах экономики в 50 странах и делает большой отчет The Future of Jobs Report. Кроме этого в каждой стране есть свои исследования рынка. Подобная аналитика дает важные новые вводные для сферы образования. При этом образование в любой стране ― отрасль жутко неповоротливая и сильно зарегламентированная. Чтобы изменить образовательные подходы, должны пройти годы.

А вот рынок рабочей силы меняется с бешеной скоростью. Что мы о нем знаем точно? Что наши дети в 2050 году будут менять в течение жизни 8-10 профессий. Мест работы у них может быть пять одновременно. Единого карьерного пути ― в детсадовской песочнице возился с червями, полюбил биологию, сдал ее на ЕГЭ, поступил на биофак, устроился на работу по специальности и всю жизнь там проработал ― больше нет. Важнейшим становится навык life-long learning ― умение учиться, получать новые знания в течение всей жизни.
Наш мир неопределенный, хрупкий, постоянно меняющийся. Раньше для описания мира, в котором мы живем, использовали аббревиатуру VUCA (volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность). В COVID ее заменили на BANI. BANI ― сокращенное от brittle (хрупкий), anxious (тревожный), non-linear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый). Мы больше не в состоянии прогнозировать, что случится даже через несколько лет. Все может в один момент разрушиться, как уже было не раз. А новые тренды и технологии могут изменить профессии до неузнаваемости. Надо уметь «пересобираться». Отсюда, в том числе, огромный запрос на развитые навыки эмоционального интеллекта и эмоциональную устойчивость. То, что в образовании и психологии называется mental resilience (психическая устойчивость).

Сюда же я отнесла бы и тренд на мышление роста. Американский психолог, профессор Стэнфорда Кэрол Дуэк много лет изучала то, как ментальные установки влияют на мотивацию и успех. Оказывается, у части людей сформировано фиксированное мышление ― они верят, что им свойственен некий набор способностей, которые не поддаются существенным изменениям. Условно говоря, «я гуманитарий». А а у других преобладает мышление роста, когда ты понимаешь: да, гением, способным создать теорию относительности, тебе не стать, но в целом любую способность ты можешь развить, если приложишь достаточно усилий. Подобное свойство мышления меняет отношение к ошибкам. Потому что при фиксированном мышлении ошибка представляется фатальной: «Если у меня не получается, значит, вот здесь и есть мой потолок, выше головы не прыгнуть». А в случае с мышлением роста ошибка ― обязательная часть этого самого роста. Об этом много писал инвестор-миллиардер, мыслитель Рэй Далио: человек двигается вперед только циклами ошибок и важных выводов в результате них. Соответственно, в детях важно формировать мышление роста, правильное отношение к ошибкам, настойчивость и понимание того, как на самом деле формируются наши способности.

Американский психолог Анжела Ли Дакворт проводила масштабное исследование успешных людей в разных отраслях: суперпредпринимателей, супервоенных, актеров-звезд. В ходе глубинных интервью пыталась понять, какие свойства личности сделали их успешными. Знаете, что стало единственным объединяющим фактором? Grit. В русском языке нет прямого перевода этого понятия. Самое близкое по смыслу ― это «упорство», но часто это перевод приводит к неправильной трактовке: упорство в советском менталитете часто означает «терпи, несмотря ни на что». Правильный полный смысл слова grit ― способность человека проявить упорство и дойти до результата там, где цель для него действительно важна. В любой деятельности обязательно будет куча всего, что тебе не нравится, и это надо перетерпеть. Не поспать ночью, сделать скучную часть работы, заставить себя кому-то позвонить. Но преодолевать себя надо там, где ты сам определил для себя смысл. И уметь задумываться и понимать, что для тебя действительно важно, чего ты действительно хочешь, ― это отдельный навык.

Итак, все эти и многие другие макротренды спускаются в сферу образования как запрос на развитие детей. А дальше есть две больших проблемы. Во-первых, как это все впихнуть в расписание. Учебный план и так огромен, причем не только в России. Какие-то из современных школ добавляют часы для развития эмоционального интеллекта, создают отдельные курсы для развития критического мышления. Есть программы для развития мышления роста. Но есть еще более сложная проблема ― как убедиться в том, что мы действительно развиваем у детей нужные навыки и качества. Может быть, нам просто кажется, что мы это делаем?
Важная вещь, которую я пытаюсь донести до родителей: образование ― это очень быстро развивающаяся наука. Ежегодно появляется огромное число исследований, которые тестируют разные методики обучения, показывают, как именно эффективно формировать разные умения в нашем мозге. Они уточняют и часто опровергают общепринятые подходы, причем как в области формирования грамотностей ― читательской и математической, так и в более сложных и новых областях развития навыков и личностных качеств. Например, мы можем считать, что заставляя ребенка окончить музыкальную школу или продолжать ходить в секцию, которая уже перестала нравиться, мы формируем в нем упорство. Но это будет очень неэффективно. Можно получить куда больший эффект, если правильно его направлять на коротких дистанциях ― например, убедить именно сегодня доделать проект или довести до результата свою идею. И обсудить, что он в этот момент почувствовал. Дать ему шанс преодолеть себя, получить результат и ощутить действие медленного дофамина, которое в свою очередь формирует внутреннюю мотивацию двигаться дальше и ставить новые цели.

Я не люблю рассказывать об образовании на примере своих детей: судить об успешности родительских подходов на выборке одного или пусть даже десяти детей совершенно некорректно. Но тем не менее, позволю себе поделиться одной ситуацией, чтобы проиллюстрировать современное понимание того, как эффективно формируются личностные качества. Недавно, в конце занятия по математике моя дочь Мира подустала. Учительница, заметив это, спрашивает: «Мира, ты хочешь сделать последнее задание попроще или посложнее?» ― «Попроще». ― «Давай». Я запомнила этот случай и подумала: вот отличная возможность поговорить. Но не сразу, важно, чтобы накопились несколько разных выборов ребенка и несколько результатов. Через два дня, когда перед Мирой встала очередная дилемма: выбрать попроще или посложнее в какой-то бытовой задаче, и она выбрала посложнее, справилась с этим и начала танцевать от радости, я ей рассказала о том, как вырабатывается дофамин, что мозг вырабатывает больше частичек радости, когда есть элемент преодоления. И поэтому она сейчас так возбуждена. Мы сравнили это с тем, как она себя чувствовала в конце занятия по математике, когда решила простое задание. А еще обсудили, в каких ситуациях какое решение лучше принимать.
Личностные качества ― это привычки мыслить и действовать определенным образом. И для их формирования важно ловить вот такие маленькие моменты детского опыта и результатов, не раздувать в какие-то глобальные выводы или нравоучения, находить позитивные примеры, когда ребенок сам проявил нужное качество, и делать акцент на том, почему он принял это решение в этой ситуации и как себя почувствовал.

Возможно, вы обратили внимание, что мы начали с желания поступить в топовый вуз мира, а дальше я начала рассказывать о развитии навыков и личностных качеств. Это очень важно осознать: в современном мире люди классно реализуются во многом не за счет знаний. Да, знания остаются важнейшей составляющей. В некоторых профессиональных областях ― в науке, медицине ― они очень важны. Но в большинстве профессий все большее значение приобретают развитые навыки и сформированные черты характера. Я намеренно использую слово «реализуются», а не «достигают успеха». Успех в нашем привычном понимании ― это деньги, слава, призвание. Реализация ― понятие куда более широкое. Это про нашу мотивацию, наши желания и возможности их реализовать, про удовлетворенность от своей жизни.
Важно понимать природу этого явления. Если спросить родителей, чего они хотят для своего ребенка, не все, но многие отвечают: «Мне не важен их успех. Пусть он, главное, вырастет счастливым человеком». Но современные исследования показывают, что наше счастье во многом зависит от того, нашел ли человек смысл своей жизни. А ее смысл ― всегда вовне, в ощущении, что то, что ты делаешь, нужно другим, что ты что-то привносишь в этот мир, на любом уровне, который тебе важен. Но обязательно в той сфере, где ты ощущаешь свое мастерство, можешь получить результат. Илон Маск может видеть смыслом своей жизни переселение человечества на другую планету. А кто-то может ощущать свою ценность в воспитании детей или внуков или поддержании порядка в подъезде. И там, и там самое главное ― знать свои глубинные интересы и иметь все необходимое, чтобы достичь в этом результата. Поэтому когда родитель говорит: «Хочу, чтобы ребенок был успешным» и тут же «Пусть будет просто счастливым», противоречий здесь нет. Это на самом деле про одно.

По этой причине современный тренд на гедонизм и легкость и связанный с этим тренд на либеральное родительство, когда все капризы ребенка с детства исполняются, потому что важно, чтобы он был счастлив, ― это путь в никуда. Если у ребенка не будет ментального упорства, если он не сможет достигать значимых целей, добиваться мастерства и через это понимать, зачем он нужен в этом мире, он не будет счастлив.

Ну и теперь вам будет понятно, почему эти два направления ― что нужно для успеха в профессии и что нужно для счастья ― определяют то, как сфера образования формулирует, что дети должны знать, уметь, какими качествами они должны обладать. В образовании этот целевой результат называется education framework. По-русски ― образовательная модель. В бизнесе мы привыкли, что есть целевые показатели, на которые хотим выйти. В образовании так же: к 18 годам ребенка (или к 25-ти, неважно) мы хотим достичь неких показателей, которые будут дальше максимизировать и успех, и ощущение счастья.

Существует более 200 образовательных моделей разных авторов, но чтобы не вдаваться в профессиональные тонкости, родителям мы предлагаем систему, которая учитывает все самые распространенные элементы. В этой обобщенной образовательной модели всегда есть блок грамотностей: читательская и писательская, математическая, ИТ- и медиаграмотность, иностранный язык, социально-гуманитарная, естественно-научная, творчество и спорт. Это примерно соответствует школьной предметной программе. А дальше есть блоки, которые школы целиком точно не покрывают. Блок навыков социально-эмоционального интеллекта ― коммуникация, критическое мышление, командная работа, креативное мышление, самостоятельность и умение учиться. И блок личностных качеств: любознательность, адаптивность, мышление роста, упорство, ответственность и еще одно, о котором хочется сказать отдельно ― небезразличие. Кто-то формулирует это как kindness или caring. Это наша привычка замечать и интересоваться чем-то кроме нас самих ― как устроена парковка во дворе, как утилизируется мусор, как помочь людям с какой-то их проблемой или потребностью. Именно развитие этого качества в будущем поможет нашим детям найти свое призвание, смысл жизни, а через это и счастье.
Почему в наше время нельзя выехать только на академических знаниях? Приведу такой пример. В Америке очень проблемная система образования. Когда-то я немного поработала в Департаменте образования Сан-Франциско, чтобы, что называется, пощупать изнутри процессы и особенности системы, о которых читала в учебниках и отчетах. Государственная система образования в США крайне зарегламентирована, финансирование и законы устроены таким образом, что изменить программы или заменить учителей даже в самых отстающих школах практически невозможно. Поэтому основные изменения происходят в частном образовании и благотворительных образовательных проектах, потому что там есть степень свободы и гибкости. Это привело к идее «чартерных школ» ― форме, которая мало где в мире существует. Подаваясь на чартер, государственная школа получает возможность создавать свои программы, увольнять учителей, более свободно распоряжаться бюджетом. Государство продолжает ее финансировать, но только при условии, что школа показывает обговоренные образовательные результаты.

Первые такие школы появились в девяностых, в систему пришли мотивированные молодые люди из бизнеса, решили, что «надо спасать детей из неблагополучных районов, многие из которых школу не оканчивают и даже не имеют шанса поступить в вуз». Самый яркий кейс произошел в штате Нью-Йорк: в Бронксе в 1999 году ученики созданной за четыре года до этого чартерной KIPP (на базе одной из самых неблагополучных школ) показали результаты на уровне топ-5 во всем штате. В 2003-м большинство из этой первой когорты учеников смогли поступить в топовые вузы, часто с полным финансированием. Казалось бы, успех в жизни им обеспечен.

Вот только в ходе эксперимента полностью сфокусировались на academic drilling, то есть на углублении академических знаний. Какой же был для всех шок, когда через шесть лет после поступления только 21% из этих учеников окончили четырехлетний бакалавриат. Остальные почти 80% не смогли получить высшее образование. Стало понятно, что фокус только на академических результатах, на сдаче экзаменов и поступлении в вуз результата не дает. Понимаете, можно за шкирку довести ребенка до университета: «Вот тебе инструкции. Сиди, слушай учителя, решай примеры, все домашки делай в классе». И даже получить феноменальные результаты на экзаменах. Но потом человека выпускают во взрослый мир, к этому моменту у него должны быть сформированы упорство, любознательность, критическое мышление. И все рушится.

Вузы всегда видят разницу между студентами, которых натаскали на выпускные экзамены, и теми, в ком есть внутренняя мотивация, огонь, желание познавать. А дальше от неповоротливости вузов и сложности системы зависит, сможет ли вуз опираться на что-то еще при отборе абитуриентов, кроме стандартизированных тестов (у нас это ЕГЭ, в США ― SAT, в Великобритании ― А-Level). Топовые вузы Америки и Англии смогли добавить дополнительные требования. Например, просят у абитуриентов детальное портфолио ― пакет документов, где в числе прочего школьные учителя развернуто описывают, как за время учебы проявил себя ребенок, что его отличало от других вне контекста итогового балла на экзамене.

Обязательно прикладывается мотивационное письмо, в котором ребенок объясняет, что ему интересно, какие у него достижения, как он их добился, почему они важны. Иногда есть этап собеседования. Считается, что к нему тоже можно подготовиться, многие образовательные конторы на него «натаскивают» и помогают с написанием портфолио. Но на самом деле всегда видно абитуриента, у которого проявлены свои внутренние интересы, есть значимые результаты и понимание, куда он хочет двигаться дальше. Вузы каждый год меняют вопросы эссе, интервью, чтобы родители и тьюторы не могли «дотянуть» ребенка, чтобы проявился именно аутентичный голос, если он есть.
В Америке будет большим плюсом, если ты хорошо сдал математику, физику, но параллельно играешь в рок-группе и спасаешь котиков. Чем разнообразнее интересы и чем глубже ребенок занимается тем, что его интересует, тем лучше, потому что это раскрывает его как человека любознательного, упорного, самостоятельно ставящего цели, двигающегося к ним, умеющего учиться в разных направлениях.

В свое время, когда мы в «Летово» только собирали образовательную модель школы, мы объездили приемные комиссии университетов Лиги плюща и других сильных вузов мира. Момент был очень правильный. 2015–2016 год, у нас еще не было ни учеников, ни выпускников ― не складывалось ощущения, что мы что-то хотим от этих вузов. Мы пришли со словами: «Мы создаем новую школу. У нас есть уникальная возможность сделать ее любой, программу еще не написали, детей у нас нет. Вот если бы вы сейчас создавали школу, выпускников которой приняли бы к себе в университет, что бы вы хотели, чтобы там было? Дайте ваш самый смелый вишлист».

У нас были потрясающие дискуссии. Помню, в Принстоне я докапывалась до каждого пункта из списка формальных требований приемной комиссии. В конце этого списка был указан Art Supplement как необязательный для пакета документов. Я скептически спросила: «А сколько процентов ваших абитуриентов на все факультеты ― включая математические, технические ― прикладывают этот Art Supplement?» Про себя думаю: «Ну пять, ну десять. Если ты математик, зачем тебе это?» А мне отвечают: «Сорок».

Кто-то прикладывает запись исполнения песни, кто-то ― 3D-модель моста или здания, которое он спроектировал. Код для мобильного приложения, продуктовое наполнение для стартапа или проекта ― принимается любой результат творческой самореализации, все, что ты самостоятельно придумал и воплотил. Профессора по профильным специальностям проверяют, насколько этот продукт авторский, новый, профессионально сделан. Это был один из их уникальных способов найти тех, кого до экзамена не тащили репетиторы.

И второй пример. В Кембридже все в том же 2016 году я пытала преподавателей: «Что вы хотите от ребенка на интервью?» Вот что мне рассказал профессор права: «В первой части я гоняю по расширенной школьной программе. Проверяю, насколько оценка, которую им поставили на экзамене, обоснована. А вторая часть интервью ― беседа на актуальную тему. Например, я мог задать такой вопрос: "Вот есть сейчас конфликт в Сирии. Как вы можете к этому отнестись с точки зрения права?"» Кто-то из абитуриентов будет комментировать вопрос миграционного права, кто-то трудового, кто-то гуманитарного или военного. Через это в вузе могут увидеть личный интерес ребенка. Как подготовить его к такому вопросу? Ребенок либо привык смотреть на мир глазами человека, который везде видит право, либо не привык. То есть университет хочет понять: абитуриент выбрал право, потому что у него дедушка был юристом? Потому что мама сказала, что это высокооплачиваемая профессия? Потому что он просто смог сдать хорошо эти экзамены? Или он правда этим горит? И чем именно?
Понять, какой у вас ребенок, помочь ему раскрыть свои интересы, сформировать характер, развить нужные навыки для достижения своих целей ― этого не может дать ни одна школа или репетитор. Тут очень многое зависит от родителей. Поэтому я в свое время поняла, что хочу придумать способ обучить этому родителей. Для меня шаг номер один ― в принципе понимать цели развития и образования, образовательную модель. Широко подходить к тому, что нужно дать ребенку. Не считать, что если вы поступили в физико-математическую школу, и он выигрывает математические олимпиады, у него все будет хорошо. И одновременно не думать, что если вы фокусируетесь на развитии у ребенка навыков социально-эмоционального интеллекта, понимания себя, то у него все будет хорошо. Знания мы помогаем получить в школе и на кружках, а навыки, личностные качества и социально-эмоциональный интеллект формируем через наше общение и опыт ребенка.

Второй важный шаг ― это знать, какой опыт ребенка важно формировать. В последнее время очень явно виден тренд на современное мягкое родительство. Многие из нас выросли в семьях, где наши границы не уважали, где было слишком много «надо», и мало себя. В результате родители, прорабатывая свои детские травмы, ставят во главу угла воспитание сердцем. Хотя этот посыл правильный, дальше случается перекос, когда первостепенным становится счастье и благополучие ребенка сейчас, а не понимание, каким его важно вырастить, чтобы подготовить к реализации в современном непредсказуемом, сложном, стрессовом мире. Счастье и комфорт в моменте будет часто противоречить развитию их самостоятельности, упорства, критического мышления. Когда десятилетний ребенок не знает, что себе приготовить на завтрак, наша задача научить его готовить яичницу, а не продолжать делать его жизнь удобной и классной. Когда дошкольник случайно испачкал диван фломастерами, мы не идем по умолчанию сами оттирать, потому что это умеем и сделаем быстрее. Делая комфортно в такие моменты ребенку, а иногда и себе, мы считаем себя хорошими родителями. Но это ущерб для будущей реализации и успешной жизни детей.

Если вы понимаете, что именно хотите взращивать в ребенке, вы начинаете разрешать себе делать вещи, на которые раньше были не готовы. Когда у него что-то произошло или что-то его сильно расстроило, разрешаете себе сказать: «Ох, милый, я понимаю, как это обидно. Давай я тебя обниму», ― и грустите вместе с ним. Не бросаетесь утирать ему слезы, не говорите: «Соберись!», не пытаетесь решить за него эту проблему. То, что он сейчас плачет, ― это классно. Этот опыт, то, какие выводы он из него сделает, какие совершит действия ― в этом будет его сила. А ваша любовь, принятие и фраза «я уверена, что ты найдешь решение и обязательно с этим справишься» станет его внутренним голосом. Которым он потом еще много раз будет себя успокаивать, когда в его жизни будет происходить черт знает что.

Классно, что он сейчас «вдруг» понял, что игра на гитаре ― это не его и в музыкальную школу он больше ходить не хочет. И вы будете думать не «Как же так? Пять лет учился, все учителя говорят, что надо последний год довести». А например, вот так: «Это же хорошо. Когда-нибудь мой ребенок все равно сменит восемь профессий. Классно, что он не будет еще десять лет работать там, где ему некомфортно, а будет себя спрашивать, чего он хочет». И начнете обсуждать, до какого момента он хочет довести текущую цель, и какую следующую цель он себе поставит.